Еще один отзыв с
ФЭРа:
Цитата:
Да-а … Посмотрел. Редкостно мерзопакостное ощущение … Просто парадоксально мерзопакостное … Ну надо же было такое снять …
Общее впечатление от фильма – сброд предпенсионного возраста от нечего делать лезет угнетать замечательно цивилизованную Польшу и огребает за это по полной программе, ибо нефиг.
По пунктам:
Редкостное чмо Тарас Бульба, наскучив спокойной жизнью на хуторе, жаждет. Вот буквально ни с чего. Вот вспомнился ему какой-то невнятный эпизод из боевого прошлого, где двое рядовых непонятной национальности непочтительно относятся к женщине славянской внешности. Сыновей за собой тащит. В компанию таких же, как он, маньяков, коим только бы «погулять». На Сечи занимается интригами и смещает абсолютно адекватного кошевого в пользу своего ставленника. Ну да ладно.
Зверства казаков показаны вполне убедительно (Тарас въезжает в костел, где нормально так горит статуя Девы Марии, в крепости лежит умершая от голода женщина, нормально снят страх бегущих горожан и т.д.). Хотя и до крайности смягчены по сравнению с исходным текстом. При этом ужасы про ляхов – только в тексте – «курень сожгли, полка больше нет» и погибшая жена Тараса. Получаем вместо войны «страна на страну» личную неадекватную месть выжившего из ума маньяка, поддержанного такими же, как он придурками, коим все равно кого и за что резать. Да, у Гоголя казаки – полные отморозки (ну действительно), но беспредел свой чинят в ответ – подчеркиваю – в ответ на не меньшие зверства поляков. Мотивация совсем другая. Месть была - но только после казни Остапа.
Единственный приличный человек на всю эту свору – это Андрий, юноша широких взглядов, по-европейски глобалистского мышления, который вполне искренне не понимает, а что это ему за Россию умирать, если на этой земле он родился случайно ? Влюблен, смел, красив … а что предатель … ну да, ну предатель, зато умен-влюблен-красив …
Теперь война. В кадре казаков бьют как маленьких. Под крепостью раскатали, Сечь в тылу пожгли … И только мельком закадровый голос намекает, что вообще весь Юго-Запад Польши был взят к моменту осады. То есть воевать казаки умели – и еще как, но где это все ? Где ?
Батальные сцены показаны чудовищно бездарно. Просто чу-до-вищ-но. Ну сравните хотя бы с тем же «Александром Невским» и ледовым побоищем – как там, и как здесь. Когда казаки на полном галопе ! в конном строю ! – атакуют крепость !!! – даже женщины в зале заерзали и начали непонимающе толкать своих кавалеров, дескать, ой, а что это ? Впрочем, поляки на стенах выглядят не лучше – кто, позвольте спросить, приказал им оставлять в целости и сохранности штурмовые лестницы (ни одну не оттолкнули от стены) и канаты с крюками (хоть бы один обрубить) ? Кто в съемочной группе отвечал за постановку батальщины ? Кто эта штафирка дефективная ?!
Индивидуальные поединки … махнет сабелькой – улочка, отмахнется – переулочек … ни динамики, ни драйва, ни боевого озверения, ни злости веселой – только один кадр на всех: в печень влетает либо клинок, либо копье – типа, вот мы как натуралистично показываем ужасы войны … Что при этом творится за заднем плане … Знаете, это уже даже не неприлично, а полный кошмар: толпа статистов, которые явно не знают, что им делать, с веселыми лицами осторожно крест-на-крест сталкиваются сабельками – ровно как дворовые мальчишки, играющие в войнушку. Даже хуже – как блондинки, изображающие амазонок в фильме категории «В». Ну ладно бы это было заметно только особо въедливым зрителям типа реконструкторов, но ведь этот позор – чуть ли не крупным планом несколько раз !
Актерская игра … О-хо-хо … Уйдет старая школа – и хана актерству на Руси, панове … Просто сравните Ступку и Вдовиченкова – ужаснитесь и восплачьте …
Музыка … Уй-й-й … Корнелюк – хороший композитор, но в этом фильме – как пейджер вместо шашки.
В общем, получилась бредятина под выспренный речитатив Безрукова (просто представьте себе, как бы тот же текст произнес, сыграл бы (!) Ефим Копелян). Весь фильм не оставляло ощущение – ребята, книга-то совершенно не про это ! Да, там и крови хватает, и гадостей всяких, и казаки там абсолютно не ангелы, но книга все равно про другое ! Смысл, настроение, подача, пафос – в фильме все изоврано и поставлено с ног на уши !
Ну не произносят хорошо выверенных речей смертельно раненные – на поле боя ! Да, это есть в гоголевском тексте – но нужно же понимать, что художественные приемы письменного текста и экранного действия не совпадают один в один ! Что хорошо в книге, смотрится полным бредом на экране !
В результате фальш, просачивающаяся наружу чуть ли ни в каждом эпизоде (за редчайшими исключениями) фильма, топит все надежды, с которыми идешь в кинозал. Противно. И очень обидно: из такого материала сделать такое …такую … Эх, да что там …
Эпическая драма, разбавленная для политкорректности сладким сиропом умолчаний и присыпанная обязательным государственническим пафосом, выродилась в совершенно неперевариваемое черт-те что.
PS Из хорошего (конечно есть в фильме что-то отрадное, куда ж без этого):
- Ступка в нескольких эпизодах – чудо как хорош
- Янкель (актер Сергей Дрейден) – великолепен в любом эпизоде, в каждую секунду, Оскара бы ему за роль второго плана
- Полячка Магдалена Мельцаж – невероятно, офигительно, беспредельно красива. Да-а-а … Тут – стопроцентное попадание в образ
и еще раз +1!!!