Не знаю, чем мы обязаны такому счастью – гастролям Большого театра в г.Новосибирске.
Возможно, это связано с окончанием реставрации нашего Оперного театра.
Но это я только сейчас понимаю, что не должна была это пропустить. А когда покупала билеты, совершенно случайно, за компанию с хорошими знакомыми, то особых эмоций по этому поводу ещё не испытывала.
Первая ласточка прилетела недели за три до дня икс. Я залезла в интернет и обнаружила, что к нам едет не «двадцать третий» состав труппы Большого, а самый что ни на есть первый! А ещё чуть позднее в списках «присутствующих» была обнаружена простая грузинская фамилия Цискаридзе. И хотя ещё ничто не гарантировало его наличия на сцене именно в тот день, в который собирались идти мы, всё равно радости идущих не было предела!
И вот воскресенье.
Оперный театр! Уже видели его после реставрации, но снова радуемся обновлённой красоте.
Гардероб, бинокль, буфет, программка – обязательные элементы антуража – и мы заходим в зал.
Третий звонок.
Усаживаемся.
Партер, самая середина.
Свет гаснет, мы аплодируем дирижёру…
Начинается.
Я даже не знаю, как описать сам балет.
Конечно, это просто надо видеть!
Декорации не самые сложные, но соответствующие. Дух каждой сцене задавали в первую очередь действующие персонажи. Костюмы были выше всяких похвал!
Все, кроме… Первого костюма принца Дезире. Это было нечто желто-горчичное с малиновой накидкой. Добавьте к этому позолоченные волосы и похихикайте вместе со мной. Искупало ужасность этого облачения только общая яркость картинки и заглушающая всё вокруг улыбка Цискаридзе. Впрочем, второй его костюм, бело-серебристый был уже очень красивым. Ага, а волосы – посеребрёнными.
Костюмы же всех остальных персонажей: фей, сказочных героев – были потрясающими! До малейших деталей.
Феи были нежно-разноцветные, с маленькими крылышками и со сказочными коронами.
Главная среди них – Фея сирени (третье по значимости действующее лицо) – в чудном, без излишеств, платье (пачке), однотонного сиреневого оттенка. Настоящая королева среди фей.
Кот в сапогах был именно котом и именно в сапогах. Волк напомнил волка из «Петрова и Васечкина». Та же смешная и вовсе не страшная башка с открытой пастью и красным языком. Красная шапочка, Золушка, Белая кошечка (в пару к коту
). Замечательно! Все угадывались на раз.
Отдельно стоящая пара сказочных персонажей – Голубая птица и принцесса Флорина. У них и танец был сложнее. Голубой птице аплодировали почти также, как принцу Дезире. К сожалению, не знаю, кто исполнял эту партию, так как в программке было заявлено двое, и я, увы, не спросила, кто из них в этот раз был. Но танцевал он великолепно!
Король с Королевой – самые настоящие, с величественной осанкой и роскошными мантиями.
Злая фея – сгорбленная, и окруженная троллями и крысами со сверкающими глазами. Исполнял мужчина. Улыбательный персонаж, очень рельефно его изобразили. Там не столько хореография, сколько экспрессия и жесты.
Дети!!! Наши, Новосибирские! Ученики хореографического училища. Выходили на сцену вместе со звёздами московского балета и танцевали вместе с ними! Я почти плакала – так они были милы!
Принцесса Аврора – та самая Спящая красавица. Принцесса, что сказать. Пышущая юностью прелестница. «В кадре» почти и не спала.
Почти всё первое действие она виртуально провалялась в люльке, выжидая, пока феи одарят её благами. И только под конец, уже взрослая, презрев папенькины предосторожности, она наткнулась на выползшую на сцену злую фею, отобрала у бедной старушки веретено, поскакала чуток с ним по сцене, хвалясь перед родителями и фрейлинами, и, наконец уколовшись и побившись в конвульсиях, сгруппировалась на нашей отреставрированной сцене в лежачем положении.
Почему ни одна душа не отобрала у неё это веретено – я не знаю.
А, ещё она перед этим отшила четырех парнишек из соседних государств. Они и так и сяк перед ней. Красавцы, как на подбор. А она поплясала с каждым из них и выбросила нафиг все подаренные ими цветочки. Парни обиделись и пошли по лесенке вверх. Самый слабовольный махнул назад рукой – дескать, может, ещё пойдём попляшем, а остальные – нет, говорят, ну её. Пошли лучше с нами.
И ушли.
Обмывать знакомство, наверное.
Ну вот, потом старушка, веретено, укол и отход ко сну.
Потом антракт.
Второе действие началось… э-э-э… С чего-то там началось. Но весь зал замер в ожидании САМОГО!
Не подвёл.
Как выскочит, как выпрыгнет в своих горчичных штанишках! Как выдаст несколько великолепных пируэтов! Попорхал малиновокрылым мотылёчком по сцене, приземлился на самом её краю, топнул ножкой и обернулся Принцем!
Угадайте, что было дальше…
Мгновение – и я оглохла от рёва зала. Сидящая справа от меня женщина в летах схватилась за сердце. Следующая за ней дама дёрнулась так, что наш ряд кресел чуть не завалился, выдранный с корнями из пола. Но больше всего меня поразил мужской, хрипящий, на издыхании всхлип – «Коля…»
Я нисколько не вру. Больше всего это было похоже на финальную сцену «Парфюмера».
Хоть и без отягчающих дальнейших обстоятельств…
Моё собственное состояние лучше всего охарактеризует слово «ослепла».
Честно, я с некоторым скептишем ожидала его выхода. Публичность ведь часто портит уровень профессионализма, когда имеешь мало времени на подготовку и всё такое. Но Николай не разочаровал. Видно было, как он тяжело дышал после некоторых сложных сцен, была ещё одна помарочка с приземлением, но в целом – супер! Казалось, что он не касается сцены, хотя некоторые фрейлины топотали так, словно у них на ногах подковы, а не пуанты. Но он, и все главные герои – выше всяких похвал.
Лёгкость, изящество, мастерство!!!
Вот он – Большой театр!!!
Но угадайте, что выделяло Цискаридзе даже среди солистов? Ну, кроме количества аплодисментов… Конечно, улыбка. Вот от неё и ослепла.
Люди, она во сто крат лучезарнее, чем на экране телевизора! Когда он улыбался, со всех сторон раздавались совершенно неприличные стоны и сдавленные охи. Я снова закусывала губы, чтобы не заплакать и громко хлопала в ладоши.
Когда первая волна экстаза немного спала, можно было уже насладиться и вторым действием этого балета.
Здесь принц сначала немного поплясал с Авророй. Странно, не правда ли, учитывая то, что она спала. Видимо, это были его фантазии, а впрочем, я сейчас наверняка всякие глупости говорю и подписываюсь в собственном невежестве.
Ну и ладно.
Потом он её поцеловал, и они побежали радовать родителей.
Злая фея выскочила, попереживала, но они её прогнали. И крыс с троллями тоже заодно.
Потом они уселись в кресла и стали смотреть мультики по мотивам сказок Шарля Перро. Зал потихоньку примостился сбоку – мы тоже любим сказки.
Кот с кошечкой очень колоритно изобразили кошачьи любовные игры – весьма занимательная интерпретация «Кота в сапогах».
Красная шапочка прибежала, попрыгала по лесу, к ней присоединился волк, попугал её и утащил куда-то за кулисы. Наверное, чтобы съесть.
Золушка вышла, построила глазки, подставила ножку подскочившему к ней принцу и позволила напялить на неё блестящую пуанту. Потом они порадовались вместе и тоже убежали за кулисы.
И, наконец, Голубая птица и принцесса Флорина. Мне так понравилось их выступление! Даром, что я такой сказки не знаю почему-то. Уже хвалила их выше. Это действительно было нечто!
Во-от.
Потом все самые главные и самые хорошие персонажи собрались вместе и устроили дискотеку. Сначала все встали в кружок и заставили танцевать Принца Дезире и Принцессу Аврору. Те не подкачали. Как вышли, как забацали.
Родители утирали скупые слёзы, мужчины пялились на принцессу, феи и фрейлины – на принца, зал – на Цискаридзе.
Пошла вторая волна экстаза.
Потом была художественная толкучка, со всё больше набирающей градус эйфорией, и закончилось всё не менее художественным беспорядком с разбросанными тут и там по сцене персонажами, и с зафиксированными посередине принцем с принцессой на руках и улыбкой на челе.
Секунда тишины, после последних жизнеутверждающих аккордов, и зал снова взорвался.
Люди вставали, люди хлопали, плакали, кричали, дрожащими руками доставали фотоаппараты!
После десятого поклона из-за кулис вышла какая-то местная тётенька с двумя букетами цветов и подарила их принцессе Авроре и… обойдя принца Дезире, Фее Сирени.
Коля улыбнулся ещё шире, а зал громыхнул хохотом.
После двадцатого поклона на сцену под голос комментатора из программы ЗнЛ «цветы от губернатора Новосибирской области… » вынесли шикарную корзину с розами.
Все захлопали ещё сильнее.
После тридцатого поклона зрители, по-прежнему стоя, приняли более удобные позы – им нравилось хлопать, кричать «Коля молодец!», скандировать «Цис-ка-ри-дзе!», наслаждаться его сногсшибательной улыбкой, и исподтишка снимать видео на мобильники.
Но Коля устал. Да и все остальные тоже.
Я хоть и не кричала и за голос могла не беспокоиться, но, разбалованные незамысловатой компьютерной деятельностью, мои руки уже начинали отваливаться.
И тогда Николай всех спас. Легкой поступью подошел он к губернаторским цветам, ловко вытащил оттуда одну розу и грациозно помахал ею над головой.
Сразу стало понятно, что прощально.
И зал не стал спорить, возмущаться и настаивать.
Что мы, варвары, что ли какие.
Кулисы поползли навстречу друг другу, и затихший народ потянул головы, пытаясь поймать в последнем просвете Колину улыбку и розочку, которая продолжала маячить над его посеребрённой шевелюрой.
Мне удалось словить этот момент.
Его я запомню, наверное, на всю жизнь.
Кулисы, розочка и его улыбка…
На глаза опять навернулись слёзы, и я, даже не ойкнув, медленно выпала в подпространство. В нём же попрощалась с девчонками и поехала домой.
И, кстати, так до сих пор в нём и нахожусь.
И было бы мне сейчас сильно-сильно грустно, если бы завтра я снова не шла на балет.
«Легенда о любви».
И почти не жалко, что там не будет Николая Цискаридзе. Хорошего помаленьку.
Зато я снова окунусь в одну на двоих атмосферу нашего – Оперного и Московского – Большого, театров!
Снова будет гардероб, буфет и программка.
Музыка, балет и волшебство.
А ведь я могла пройти мимо…
Прямо страшно становится, как подумаю об этом…
ЗЫ: Я не фотографировала. По многим причинам. Нельзя, неудобно, бессмысленно. Колин лик можно скачать из интернета. Балет – купить на диске.
Так что я не растрачивалась на нервенную партизанскую фотоохоту, а просто наслаждалась происходящим.
Извините, если что…