из переписки с Зоей после похода на "Чайку" в Вахтангова
Я до последнего не знала, пойду ли. Билеты оставались только дорогие, и я вечером просто на удачу поехала.
Спектакль сам понравился. Знаешь, хотя многие и считают такие постановки неправильными, не отображающими суть, а я считаю, что это как раз то, как и должны сейчас играть эти произведения.
Да, Чехов – классик, его произведения актуальны всегда. Все об этом знают, и это планово вбивается детям со школьной скамьи. Как никак, а время крутиться по спирали, а ситуации, проблемы у всех одинаковые. Так почему об этом забывают, когда речь идет о постановке спектаклей этих самых классиков? Почему декорации должны быть только того времени, как и наряды, и жесты, и движения?
Та открытость, жизнерадостность, влюбленность, которую играли на сцене Епиванцев с Ходюш, была бы не понятна деревянной, если бы играли по правилам с учетом времени написания. Здесь сразу видно, какие между ними отношения, какие они окрыленные, наивные, верящие в новые формы. Поэтому и костюмы другие нужны, более современные, и декорации меняют облик, оттеняя время, наше время.
Воссоздав привычный интерьер многое бы потерялось, многое бы спряталось от глаз. Мы не жили в то время, мы не можем всего понять, а окружающая обстановка дает многое для подчерпывания. Здесь небо на дальнем плане и геометрически правиноные фигуры на сцене, как и черная сцена в «Трех сестрах» Даннеллана с белыми пятнами мебели – все это не дает отвлекать на не нужное, уловить суть, которая может уплыть. Время такое, понимание такое.
Слышала вчера фразу от дамы с соседнего ряда: «Да Чехов бы в гробу перевернулся!». Да, перевернулся, только бы от радости, что это действительно актуально, зал понимает, зритель понимает. Поняли бы, конечно, и в классике. Но выйдя из зала, сложилось бы впечатление, что сходили бы в театр, так для галочки в своей книги, чтобы похвастаться перед друзьями. А здесь вышли и посмотрели «Чайку», «Чайку Чехова, маленькую трагедию людей, которая позволяет задуматься, трагедия, которая случается с каждым, трагедия времени – все несчастны, а если так подумать, то когда же был счастлив человек, если сейчас все то же самое? Время с жизнью взялись за руки и выматывают людей, треплют их по жизни, чтобы они расплачивались за то, чего не хотели понять, ставя не нужные достижения выше того, что рядом, о чем нужно заботиться.
Максакова, Шалевич и Яковлев вышли, как будто они в этой пьесе и живут, они настоящие герои, про них Чехов и писал. Маковецкий вылетел и все засияло. Правда, он выбежал на сцену и повернул голову в зал где-то на середине своего пути, и как солнцем всех окатило. Семья Шамраевых тоже удачная, особенно Полина Андреевна (Ольга Туманская): спрятанное горе за показушной радостью, которое потом открывается вместе с женской мудростью. Маша и Илья Афанасьевич (Андрей Зарецкий) тоже хороши, но не так ярко, хотя Мария Шастина молодец, она влилась в этот образ. Медведко играл Виктор Добронравов, его роль, он мне вообще представляется именно таким, как Семен Семеныч и Федя.
Помимо безусловного таланта «старой гвардии», мне кажется правильно выбрали Маскакову на роль Ирины Николаевны, именно тем, что прибавили таким образом года героини, она таким образом такая законченная получалась, такая живая, а вместе с этим все заиграло еще ярче.
|